Анна Сюр © июнь 2007

Перепечатка данного текста или его фрагментов в электронных и бумажных изданиях без согласования с автором категорически воспрещена!


Играя в Шекспира

До чего же любит у нас народ шекспировские сюжеты! Особенно - трагедии, чтоб весь фильм бурные страсти и интриги, а в конце - все умерли. Прямо хочется написать научный труд под названием "виктимность как основополагающий архетип русской культуры". Но я его писать не буду, ибо это скучно. Лучше воспользуюсь при случае, ежели захочу написать сценарий кассового фильма именно для России.
Во времена моей юности много шума и грома наделал фильм "Вам и не снилось". В основе сюжета - повесть (не помню какого автора, сорри), там главного героя зовут Рома, а девочку - Юля. )) В фильме ее зовут как-то по-другому, постеснялись столь буквального заимствования у классика. Тем не менее, сюжет легко узнаваем - мальчик и девочка из враждующих кланов полюбили друг друга, недолго помучились и умерли в один день. Нет повести печальнее на свете... Правда, надо отдать должное - в те времена этот фильм выглядел вполне себе революционно, ибо нес в массы смелую идею "и школьники любить умеют!". Правда, чтобы это услышали, понадобилась помощь Шекспира. Иначе - может и не заметили бы...
А не далее как вчера посмотрела я наконец новую шекспирообразную фильму – «Изображая жертву». Чувствую я, здесь все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Много там разных смыслов, очень много, и во всех – собака Павлова порылась… То что там главный герой – принц Датский среднерусского разлива – это ежу понятно. Тут вам и тень отца во сне является с вполне прозрачными намеками, и вероломная мамаша, что «ботинок не износила», а уже с дядей целуется и замуж за него собралась… Правда вот Офелия подкачала. Нет чтоб тихо мирно свихнуться и цветочки собирать – решила его на себе женить избитым весьма приемом «по залету».
Но, как справедливо заподозрили создатели картины, одними лишь шекспировскими страстями нынешнего зрителя, закаленного американскими боевиками и немецкой порнухой, не проймешь. Нужны свежие шокирующие приемы. А посему – вот вам секс с удушением и обильно сдобренный матом обличительный монолог. Кстати, секс показан весьма нетрадиционно – героиня вся одета, а герой – наоборот обнажен и весьма смело показан со всем своим мужским достоинством (за что от женской части аудитории создателям фильма отдельное спасибо!). Наверное, авторы хотели этим подчеркнуть виктимную сущность героя и его, не побоюсь этого слова, феминность. Причем Офелия не только его душит и е…т, но еще и трындит не переставая на тему женитьбы, усиливая тем самым его мученическое удовольствие.
Так вот, у фильма удивительно точное название. Вообще закрадывается подозрение, что его создатели знакомы с японской культурой не понаслышке, со всеми ее сушами, харакири и иероглифами. Ибо само построение сюжета напоминает связку японских стихов, когда завершение предыдущего – это начало следующего. И то же с названием. Почему «жертву» - уже понятно. Второе слово названия – «изображая» - тоже ключевое. «Весь мир театр, а люди в нем – актеры». «Весь мир – поэма, а люди в нем – иероглифы»… Иероглифы – они за пределами добра и зла, они лишь будят воображение, пробуждая к жизни мысли и чувства, причем каждый раз – индивидуальные. Все происходящее – это лишь игра. Жизнь – игра и смерть – тоже. Пральна говорит гражданин начальник в своем монологе насчет того что никто ничего не делает, только притворяются. И даже не играют, а именно притворяются. В чем отличие? Наверное в том, что игра захватывает – и зрителей и актеров, а притворство – нет. Хотя, это напоминает разные актерские техники – Станиславского и Брехта. Метод «предполагаемых обстоятельств», принципиальное не-слияние с героем, используется тогда, когда герой категорически неприятен и сливаться с ним, растворяться в его образе как-то противно. Выходит, для выживания в нынешнем мире приходится притворяться кем-то таким, кто настолько неприятен, что никакому слиянию и отождествлению не подлежит. Так почему бы его не убить? Изобразив при этом единственно приемлемый для отождествления образ – жертву?



Сайт управляется системой uCoz