Анна Сюр © июль 2007

Перепечатка данного текста или его фрагментов в электронных и бумажных изданиях без согласования с автором категорически воспрещена!


Олег Кулик и его собаки

Сегодня я, наконец, узнала, что это за птица такая – Олег Кулик. Шла в настроении некоторого скептицизма, начитавшись недоуменных отзывов. Писали в основном, что художник, мол, желает любыми способами эпатировать публику. Уже на первом этаже, сразу как вошла, гляжу – и правда: эпатиииирует! Все пространство внутри ЦДХ перекроено здоровенными серо-черными целлофановыми полотнищами. Что за ними – не видно, но доносятся интригующие звуки… Внутри оказался полумрак со здоровенным скульптурным сооружением из стекла. При детальным рассмотрении сооружение оказалось коровой и быком, слившимися в экстазе. Возле них, под небольшой лампочкой – написано о том, «что автор хотел сказать своим произведением». Оказывается, это про противостояние человека и природы, типа «назад к природе», «даешь рефлексы без рефлексии!». Да-да, очень свежо и оригинально! Пока я читала текст, внутри коровы с любовником загорелись лампочки, раздалось страстное мычание и из трубы, изображающей бычий пенис, полилась вода, орошая цветочки, что оказывается растут внутри коровы. Тоже вполне в духе первобытного мышления, архетипично. «Ну-ну, подумала я, - уж кого-кого, а меня, старого фрейдиста, такими штучками не проймешь и хрен шокируешь!». На втором этаже обнаружилась квартира будущего, в которой будут жить гибриды человека и собаки (на стенах – история становление данного биологического вида с иллюстрациями); голубятня вся в перьях и с живыми голубями внутри, а также – Юрий Гагарин в позе эмбриона, подвешенный на кислородном шланге, словно на пуповине. Растрогалась. Так и захотелось запеть: «Я – Земляаааа, я своих провожаю ПИТОМЦЕВ…». Сперва я их в ПИТОМНИКАХ скрещиваю, выводя новые виды, развожу, выращиваю до половозрелого состояния, а потом – выпускаю куда подальше… Вообще все это начинало мне определенно нравиться. Особенно понравился проект «Окна» (или «Зеркала»?). Про то что «человек как радиация проник повсюду». На картинах – дикая природа разных концов света и повсюду – бликами туристы с фотоаппаратами и дебильными улыбками. Очень похоже, да… «Придешь домой – там ты сидишь…». Особенно мне запомнилась картина, где восторженные дебилы бликуют на вершине гор и над ними – орел на веревочках. Это, должно быть, последователи Кастанеды. Влезли на гору под руководством опытного экскурсовода, подвесили чучело орлуши и радуются, думают, что пришли в Икстлан… Но бликующие туристы в полотнах – это еще не все. В зеркальных поверхностях картин видишь и свое отражение тоже, и стоящих рядом… «А что это вы тут делаете, а?». А тут еще эти целлофановые полотнища повсюду… Иногда переход к другой инсталляции обозначен подвязанными полотнищами, как занавески на окне, а иногда – нет. Хочется проходить сквозь стены. Отодвинешь край занавески – а там уже другой экран, или коридор, или твердая стена… Ходишь этакой Алисой в стране Чудес из одного измерения в другое… На третий этаж я поднялась со слегка съехавшей крышей и вполне в благостном расположении духа. Там меня очень порадовала инсталляция на тему гибрида клубно-какой-то-там культуры. На экране (как всегда, огромного размера) – обнаженный Олег Кулик, весь облепленный зеркальной мозаикой, подвешенный под потолком некоего клуба. Музыка играет, внизу народ клубиться… Ляпота! Надо всем продвинутым клубам обеих столиц взять эту идею на вооружение. А то эти тетки в клетках надоели уже, не катят… Даешь голых зеркальных мужиков под куполом цирка.. т.е. – клуба! Что еще мне очень понравилось – так это черные такие матрасы в залах, прямо на полу. На них можно посидеть, или полежать и так вот, подобно древним грекам на сюмпозиумах, с кайфом созерцать прекрасное… Особенно в зале с Монголией я замедитировала на этом матрасе. На экране – документальные кадры о жизни Монголии, где люди живут в согласии с природой. Так и захотелось расположиться там с пивом и бутербродами, развести костерок… Вспомнилась Индия… Очень понравилась мне комната с собакоподобными человеками в телевизорах. Она маленькая такая, входишь – там вокруг телеэкраны и в каждом человечья голова, издающая собачьи звуки. Кто рычит, кто воет, кто скулит, кто жрет че-та, кто лапу лижет… В общем, все как в жизни. И причем смотрят все в камеру, т.е. – на тебя. Мне это фокус-группу напомнило. Или ток-шоу. Задаешь людям вопрос – а они на тебя смотрят и давай в ответ рычать или скулить… далее по тексту… Вообще собачья тема – это любимая песня птицы Кулика (с большой буквы). Нет никого ближе и роднее. Он и сам периодически обнажается и изображает разных собак – то бешеного пса, то помоечного… Иногда даже кого-то кусает и бывает забран в полицию… Еще он правда любит карпов, как оказалось – так любит, что облачившись в рясу отпускает им грехи дабы они сразу после мученической смерти на сковороде попали в рай, а еще – обезьян. Однажды, опять же в голом виде, скакал по клеткам с приматами в московском зоопарке. Посетители, случившиеся в этот момент возле клеток, очень ему сочувствовали, кидали бананы, кои он с большим удовлетворением поедал. Жаль меня там не было. Если еще такое состоится – пусть мне сообщат, приду со связкой бананов. Даже кокос принесу, пусть погрызет. Еще очень впечатлил стеб на тему квасного патриотизма, остановка «Россия» с полуразрушенным Ельциным и шахидкой, Лев Толстой в натуральную величину из куриного помета, глядящий в сторону коровьих задов, внутри которых наблюдаются сцены из исконно-пасконой русской жизни. Это он так глубинно АНАЛизирует загадочную русскую душу. Тема анальной фиксации раскрыта – маладца! Про Толстого я, признаться не поняла – сочувствует ему Кулик или стебется, а может – сочувственно стебется, или стебно сочувствует… Но рожа у него (у пометного Толстого) премерзкая – наверное очередную нотацию крапает… Порадовали обильные рецензии, развешанные на целлофане. Правда, как оказалось, я далеко не всегда вижу в произведении именно то, что, согласно аннотации, хотел сказать им автор. Но тут, согласно классикам постмодернизма, автор давно уж мертв, тексты отчуждены и живут своей жизнью за его пределами. Так что, уважаемые мыслеформы, мыслеобразы и смыслообразования – кто не спрятался – я не виновата! Кароче, Склифосовские – выставка мне понравилась. Наверное, даже схожу еще разок. С пивом, бутербродами и дровами для костра… Дух карнавальной культуры ЖЫФ!!! и бродит по коридорам ЦДХ!
ЗЫ. Что мне понравилось – это не значит, что я всем рекомендую. Любителям цветочков в вазочках и барышень в кринолинах – вам за угол, в Третьяковскую галерею…



Сайт управляется системой uCoz